Интеграция климатической повестки в программы высшего и профессионального образования в Беларуси

Симпозиум программы Балтийского Университета 2020 / BUP Symposium 2020

25 августа прошел ежегодный симпозиум программы Балтийского университета — BUP Symposium 2020. Мария Фалолеева, Елена Лаевская и Галина Пиловец приняли участие с презентацией «Интеграция климатической повестки в программы высшего и профессионального образования в Беларуси / Mainstreaming climate change agenda into higher and professional education in Belarus».

Изменение климата — серьезная угроза для экономики и общества и важный стратегический фактор развития. Снижение выбросов парниковых газов, переход к углеродно-нейтральной экономике и климатическая адаптация становятся важным элементом стратегического мышления и планирования. Понимание процессов изменения климата и его последствий становится важной компетенцией для современных специалистов, а также необходимым элементом повышения квалификации технических работников и управленцев.

Однако, включение климатической повестки в программы высшего образования остается проблемой по ряду причин:

 (1) междисциплинарные знания об изменении климата не соответствуют структуре моно-дисциплинарных образовательных программ и требуют гибкости в обучении и организации образовательного процесса; 

(2) интеграция знаний требует адаптации информации из различных областей (климатология,

климатическое финансирование, климатическая политика и право и др.) для широкой аудитории;

(3) интерес к продвижению климатических знаний во многом зависит от национальной политической и экономической повестки.

В Беларуси, низкая политическая значимость вопросов изменения климата, вкупе с отсутствием достаточной гибкости в системе образования, препятствуют продвижению климатической тематики. В отсутствие национальных стимулов, международные инициативы играют важную роль, поддерживая про-активные университеты и преподавателей.

Первый междисциплинарный курс по изменению климата на русском языке разработан проектом ПРООН «Экологическая безопасность» (2015) с участием МОО “ЭКОПРОЕКТ” и апробирован в ряде университетов в качестве факультатива.  Международный междисциплинарный проект «Разработка учебного курса по изменению климата в Балтийском регионе / Baltic University Climate Change Curricula BSRCCC»  при поддержке Шведского института (2019-2020 гг.) позволяет продолжить эти усилия. Опыт внедрения первого курса позволил выявить пробелы и потребности в дальнейших шагах, а также сделать практические предложения по включению  знаний, связанных с изменением климата в учебные программы университетов и дополнительное образование для практиков. Следующие шаги включают разработку специальных курсов и тематических модулей, тренинги и нетворкинг для преподавателей и студентов вузов. 

Материалы