Местный уровень

Городской уровень

Национальный уровень

Участие детей и молодежи в проектах по оформлению района, в котором они живут

Дети и молодёж являются экспертами  в своих жизненных ситуациях. Поэтому кто как не они должны принимать участие в планировании и решениях, которые затрагивают их жизненнoе пространство? Такие территории как: общественные парки, детские площадки, придомовые территории особенно важны для детей, поэтому их мнение и активное участие может быть учтено в планировании и реализации данных проектов. Таким образом молодые люди уже в раннем возрасте сталкиваются с тем, что их мнение ценно и к нему прислушиваются, а также развивают интерес к демократическим процессам. Они учатся брать на себя ответственность за общее дело и приобретают социальную компетенцию.[1]

Однако участие детей и молодежи не прописано в законах, но в таких инструментах как Руководстве по гражданскому участию или Уставе может быть зафиксировано обязательное привлечение этой группы населения (см. п.4.4 Институциональные аспекты). Так за последние 20 лет в Германии развились различные методы участия. Это дает возможность приобщить детей и молодёж с различными интересами, происхождением и культурными особенностями к процессу планирования и принятия политических решений.

Выделяют шесть основных форм участия:

  • представительной формой являются учреждения, которые носят характер парламента или представителя интересов. Например, парламент детей и молодежи, совет молодёжи
  • открытая форма участия дает возможность добровольного и постоянного сотрудничества детей и молодежи. К ним относятся собрания, форумы, круглые столы
  • проект и процесс ориентированные формы включают в себя мероприятия, на которых приходит обсуждение какой-то конкретной темы или вопроса в ограниченное время. Например, мастерская будущего, опрос, конкурс, исследование определенной части города, участие в процессе планирования строительных работ, введение экспертного заключения детьми или молодежью
  • формы земещения, к ним относят детские и молодёжные бюро, детские комиссии, адвокаты, которые знают и/ или выясняют интересы детей и молодежи и представляют, обосновывают их перед лицами (организациями), принимающими решения
  • коммуникационные формы собирают мнения и представления детей и молодежи через интернет опросы, детские приемные часы и т.д.
  • самоорганизованная форма – инициативы детей, которые самостоятельно организуюся без педагогического сопровождения.[2]

Возможные проблемы в процессе участия детей и моложежи:

  • дети выражают свои восприятия, представления и идеи в соответствии их возрасту. Такие высказывания должны быть «переведены» на язык взрослых людей, чтобы они были приняты во внимание
  • взрослые «поучают» детей
  • договоренности не соблюдаются
  • мероприятия по участию остаются без последующих действий
  • отсутствие прозрачности

На основе вышеперечисленных проблем можно вынести несколько рекомендаций по работе с детьми и молодежью:

  • кооперируйте со школами, детскими садами, моложедными учреждениями, чтобы достигнуть детей и молодеж и организовать их участие
  • темы проектов, в которые привлекаются дети должны соответствовать их возрасту и интересам
  • определите рамочные условия для участия (продолжительность, темы, возрастные группы, социальный контекст)
  • подключайте внешнего модератора или координирующую единицу, владеющего педагогическими навыками, который сможет перенять на себы функцию «коммуникационного переводчика»
  • упростите бюрократические процессы и долгосрочные обязательства
  • принимайте конкретные договоренности, по тому как дальше будут учтены результаты участия

За счет участия детей и молодежи в процессе планирования и принятии решений возрастает качество этих решений, а также возрастает вероятность принятие полученного результата целевой группой, то есть детьми и молодежью.

Позитивное влияние на дальнейшее развитие ребенка за счет раннего участия в процессах принятий решений трудно недооценить. Ведь участие помогает понять принципы демократии, как возникают демократические процессы, принимаются решения, которые в дальнейшем реализуются. Молодые люди учатся сотрудничеству, навыкам решения конфликтов, таким образом развавают социальную компетенцию. А задача, решаемая различными поколениями совместно, укрепляет коммуникацию между различными возрастыми группами. 

 

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РАЙОНЕ БЕРЛИНА МАРЦАН-ХЕЛЛЕРСДОРФ

В 2002 году стартовала федеральная программа поддержки «Перепланировка восточных городов ФРГ» (Stadtumbau Ost). Целью которой являлось повышение комфорта и качества жизни в восточных городах Германии. Работы по перепланировке городов предусматривали укрепление центра города, сохранение его старых построек, снос пустующих зданий, а также повышение пристижа для проживания в тех городах, которые «пострадали» после закрытия градообразующих предприятий.[3]

Благодаря этой программе был реализован проект с участием детей и молодежи «CHILLING DREAMS» [4]

Целью проекта являлось участие молодежи в возрасте 14-25 лет в оформлении своего жизненного простанства. Так, в рамках «конкурса идей» 13 команд, представителей различных возрастов, подготовили свои модели по созданию «CHILLING DREAMS» на суд жюри, в состав которого  входили как взрослые так представители молодежи.

[1] (Сюзанне Вальц, 2011), стр.116
[2] (Сюзанне Вальц, 2011), стр.120
[3] www.staedtebaufoerderung.info. Stadtumbau Ost.
[4] (Бриджит Функе)

© www.bwgt.org

С каждой командой было организовано два тренинга. На первом тренинге участники познакомились между собой и ответственными за проект взрослыми. Их задание было определить, где будет располагаться CHILLING DREAMS. Благодаря поиску творческий идей (brainstorming) были найдены ответы на такие вопросы как: где я люблю расслабляться, как можно расслабляться, какое положение тела помогает расслаблению, что при этом важно, как я должен себя чувствовать, кто может быть со мной, какая ситуации, расположение подходит для этого лучше всего.

Все идеи были собраны, рассортированы и расклеены на доске. Каждый участник группы представил, обосновал и дополнил свою идею.

Во время второго тренинга участники разработали общую концепцию из такого разнообразия идей, собранных на первом этапе. Большое внимание уделялось поиску подходящего названия для «CHILLING DREAMS».

В результате 13 моделей были представлены в торжественной обстановке в Доме культуры района Марцан-Хеллерсдорф, из них были отобраны 5 победителей, чьи идеи в дальнейшем и были реализованы совместо с художниками, скульпторами.

За каждой командой был закреплен художник/скульптор, который в дальнейшем сопровождал, консультировал ребят в реализации проекта. С этой целью было организовано в последующем два семинара, на которых было принято решений о используемых материалах (металл, дерево, камень), масштабе, цвете, точных пропорциях их «CHILLING DREAMS».

Следующей фазой стал непосредственный процессс создания CHILLING DREAMS. Некоторые объекты строились непосредственно в учреждения, в таком случае ребята принимали непосредственное участие в процессе. Некоторые создавались в мастерских художников/скульпторов, в этом случае молодеж принимала участие в отдельных фазах строительства. 

Так например, объект под название «COOL DOWN», был разработан группой детей в возрасте 8 — 15 лет. Проект был направлен на создание CHILLING DREAMS в молодежном клубе Joker. Перед зданием клуба была выбрана зона, находящаяся в тени деревьев, где возможно было бы организовать пространство с удобными скамейками, лежаками, для наблюдения за выступлением детей по танцам хип хоп и брейкданс. Так, были созданы скамейки необычной формы и высоты, как например, круглая скамейка в форме острова, скамейка кубических форм, в виде гусиницы. Поверхности скамеек были изготовлены из удобных, частично мягких материалов и вся зона отдыха покрыта изогнутым навесом.

 

© www.bwgt.org

Детей и молодеж можно привлекать в самые разнообразные проекты. В описании примеров партиципативного участия граждан «Менеджмент кварталов» и «Парк горордского квартала» также приведены примеры детского участия.

На основании успешно реализованных проектов с участием детей и молодежи можно рекомендовать данный инструмент для внедрения в Беларуси по следующим причинам[1]:

  • дети лучше всех знают в чем они нуждаются
  • принимая участие в создании (оформлении) своего жизненного/игрового пространства, дети чувствуют ответственность за полученный результат, тем самым предупреждается вандализм
  • обсуждая различные интересы и идеи за одним столом, дети приобретают такие важные навыки как аргументация, взаимопонимание, взаимоуважение, инитиативность, повышается самооценка.

 

[1] www.kinderbeteiligungstuttgart.de

Местный уровень

Городской уровень

Национальный уровень

Городское планирование

ЖКХ

Энергетика

Энергоэффективность

Озеленение

Транспорт

Отходы

Чистый воздух

Чистая вода

Воздействие на климат

Адаптация к изменениям климата

Социальные программы

История и культура

Умный город

Партнерство и участие заинтересованных сторон