ИССЛЕДОВАНИЯ, РУКОВОДСТВА, ПОЛИТИКА

В этом разделе Вашему вниманию представлены аналитические и информационные материалы на темы жизнедеятельности города.

Исследования и публикации

Руководства

Политика и планы

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПУБЛИКАЦИИ

  

Анализ и характеристика основных групп заинтересованных сторон в городском развитии в Беларуси.

В рамках проекта КОМГОР были определены и  проанализированы основные группы, которые принимают участие в развитии городского хозяйства и в городском планировании Беларуси: местные администрации, местные советы депутатов и их комиссии, общественные советы, национальные органы управления, некоммерческие негосударственные организации, городские службы (государственные и негосударственные структуры), организации градостроительного планирования и проектирования, товарищества собственников и их ассоциации, жилищно-строительные потребительские кооперативы, организации застройщиков и их ассоциации, эксперты в различных областях (строительство, окружающая среда, архитектура, социальные аспекты, транспорт и др.) и жители города.

  

SWOT анализ для обсуждения проблем городского развития. Методика проведения

Для определения текущих условий участия заинтересованных сторон в управлении и планировании городского хозяйства Беларуси, проектом КОМГОР проводился SWOT анализ с использованием фокус-групп заинтересованных сторон в трех городах-партнерах – Барановичах, Могилеве и Чаусах. На основании этого опыта составлены рекомендации, которые могут быть использованы организаторами и фасилитаторами фокус-групп на местном уровне в городах Беларуси.
Логотипы: городское планирование, партнерство и участие
Документ: Informaterial SWOT

  

Критерии и индикаторы оценки эффективности участия заинтересованных сторон в процессе городского управления на примере общественных обсуждений.

Оценка гражданского участия является важным этапом реализации государственных программ и процедур, предполагающих вовлечение общественности и местных сообществ в принятие государственных решений. Качественная оценка гражданского участия позволяет ответственным должностным лицам, государственным органам и организациям более эффективно вовлекать общественность в принятие решений и тем самым повышать эффективность собственной деятельности, увеличивать общественную полезность государственных инициатив, а также обеспечивать их рентабельность, этичность и легитимность.

 

КОДЕКС РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

Одна из основных проблем современной демократии заключается в отчужденности граждан от политических процессов. В этом контексте, как и во многих других, гражданское общество является важной частью демократического процесса. Оно предоставляет гражданам альтернативный способ, наряду с политическими партиями и лобби, высказывания различных взглядов и обеспечения разнообразных интересов в процессе принятия решений.

     

    Открытый форум «Общий город: стратегии управления и партнерства для устойчивых городов», г. Минск, 7–8 сентября 2018 г.

    Форум собрал представителей городских администраций, бизнеса и структур гражданского общества, экспертов из США, Германии, Латвии и Беларуси, работающих в сфере городского развития и управления городами.
    Направления работы:
    • многоуровневый, интердисциплинарный, стратегический подход к развитию и управлению городами Беларуси: как сделать управление стратегическим, адаптивным и учитывающим различные факторы развития. Процедуры, практики, вызовы и закономерности;
    • устойчивое развитие и зеленая экономика городов: баланс экологических, экономических и социальных приоритетов, экосистемные услуги и их воздействие на города Беларуси;
    • инновации в развитии и управлении городской средой: внедрение принципов смарт-сити для эффективного и устойчивого управления, оценка и перспективы инноваций в развитии и управление городом (строительство, транспорт, энергетика, коммунальные услуги и др.);
    • надлежащее управление и партнерство в управлении городами: синергия и взаимодействие заинтересованных сторон: бизнес, общество, государство. Как учесть интересы и использовать ресурсы различных заинтересованных сторон в управлении городами, успешно предотвращать и разрешать конфликты;
    • принципы успешных инвестиций. Возможен ли инвестиционный бум в сфере «умных» городских решений и «зеленого» развития городов.
    В материалах форума вы можете найти:
    • Что такое общий город?
    • Общий город: Стратегический подход к развитию и управлению городами Беларуси
    • Использование технологий смарт-сити
    • Город-экосистема: Городское планирование для формирования устойчивой городской среды
    • Устойчивое развитие городов Беларуси: Вызовы и решения
    • Культурное и историческое наследие в зеленом планировании и развитии городов
    • Гости форума

     

    Проведения общественных обсуждений в Беларуси: законодательное регулирование и  правоприменительная практика.

    В материале представлена информация о законодательстве по проведению общественных обсуждений по экологическим вопросам, возможные выгоды от участия общественности, формы участия и особенности информирования.

        

    Благоустройство озелененных территорий с участием граждан. Рекомендации на примере парка «Подниколье» в Могилеве.

    В процесс городского планирования, в целом, и ландшафтного проектирования, в частности, с самого начала следует включать население, оказывая максимальную поддержку местным инициативам. С этой точки зрения, часть парка, создаваемого в районе Подниколье в Могилеве, служит экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются актуальная технология партнерского управления зеленой инфраструктурой. В материале представлены рекомендации по благоустройству  озелененных территорий с участием граждан, главные тенденции современного ландшафтного дизайна, связь инновационных методов ландшафтного дизайна с целями городского устойчивого развития и примеры из лучшей практики.

     

    Руководство по осуществлению Орхусской конвенции.

    Беларусь является стороной международного экологического соглашения Орхусской конвенции, которая предоставляет гражданам определенные права и налагает обязанности на государственные органы в области обеспечения доступа к экологической информации и участию общественности в принятии экологически значимых решений. Орхусская конвенция связывает экологические права с правами человека, охрану окружающей среды с подотчетностью правительства, обращает внимание на взаимоотношения общественности и власти в демократическом контексте. Вовлеченная и хорошо проинформированная общественность является важным элементом эффективной охраны окружающей среды.

     

     

    Маастрихтские рекомендации по оказанию содействия эффективному участию общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды.

    Рекомендации, разработанные под эгидой Орхусской конвенции служат руководством в деле привлечения к участию всех заинтересованных сторон в целях повышения эффективности процессов принятия решений, планирования и осуществления стратегий и программ на всех уровнях.

     

    Выполнение положений Орхусской конвенции: пособие для государственных служащих.

    Пособие обобщает аналитические данные правового характера и практические советы для служащих государственных органов по выполнению положений Орхусской конвенции о доступе к информации и участии общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды.

     

    Анализ европейского опыта привлечения местного сообщества к партнёрскому управлению городским хозяйством.

    Целью партнерского управления городским хозяйством является улучшение социальноэколого-экономических условий проживания в населенных пунктах, повышения эффективности коммунальной политики путем развития диалога и взаимодействия исполнительных органов государственной власти с представителями общественности и бизнеса. В анализе представлены практические примеры некоторых стан Европейского Союза и продемонстрированы преимущества партнерского управления с целью совершенствования и развития процессов вовлечения местного сообщества в принятие решений на городском уровне.

     

    Анализ участия граждан в местном самоуправлении в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине.

    Участие граждан является одной из составляющих принятия решения на местном уровне и развития эффективного самоуправления.  Данный документ дает общий обзор об основных моделях участия граждан в странах-партнерах проекта «HOME – На пути к реформам жилищного сектора: повышение потенциала объединений собственников жилья в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине», финансируемого при поддержке Европейской Комиссии.

       

    Анализ потребностей и ожиданий собственников жилья, их уровня знаний в вопросах управления частным жилым фондом, энергосбережения, а также отношение к конкуренции в управлении жильём, в том числе негосударственными организациями.

    Социологическое исследование проводилось в рамках проекта «Разработка и реализация стратегии действий по укреплению взаимодействия региональных и национальных объединений для развития профессионального управления недвижимостью». Этот проект осуществлялся при содействии Программы поддержки Беларуси Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ).

       

    Сравнительный анализ создания собственниками многоквартирных домов объединений по управлению общим имуществом на примере Законодательств Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.

    Анализ подготовлен в рамках проекта «HOME — На пути к реформам жилищного сектора: повышение потенциала объединений собственников жилья в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине», финансируемого при поддержке Европейской Комиссии. В документе представлены правовые основы создания объединений собственников, формы управления жильем и условия для модернизации многоквартирных домов.

              

    Инфо — бюллетень проекта КОМГОР

    Коммунальное управление в городах – инструменты коммуникации и взаимодействия для партнерского управления городским хозяйством в Беларуси.

    Бюллетень состоит их четырёх выпусков.

            

    Повышение качества жизни в польских городах с помощью энергоэффективной и ресурсосберегающей санации. (английский)

     

    Неустойчивое развитие отрицательно сказывается на городской структуре, вызывая ряд негативных последствий, таких как перегруженность, низкий уровень загрязнения и разрастание городов.  Учитывая общее благосостояние городских жителей и их хорошее здоровье, воздействие городов на окружающую среду следует смягчать за счет новых инвестиций и перепланировок, которые являются ресурсосберегающими и энергоэффективными. В рамках проекта «Revipower — инновационная модель обучения для устойчивого возрождения городских районов Польши», который осуществлялся организацией Adelphi в рамках Европейской климатической инициативы EUKI, был разработан «Дискуссионный документ: Повышение качества жизни в польских городах с помощью энергоэффективной и ресурсосберегающей санации». Этот материал направлен на популяризацию комплексного подхода к мерам по обновлению городских кварталов, необходимость учета энергоэффективности и эффективности использования ресурсов при разработке соответствующих муниципальных планов. Представлены практические примеры из опыта Польши и Германии.

    РУКОВОДСТВА

     

    Настольная книга собственника жилья.

    Самые наболевшие вопросы у членов совместных домовладений, членов правленияТС и ЖСПК как правильно и наиболее эффективно управлять совместным домовладением, за что ответственен отдельный собственник и за что ответственны они вместе, за что отвечают эксплуатирующие организации, что подразумевается под «техническим обслуживанием» и «управлением».На эти и другие вопросы попытались ответить авторы Настольной книги собственников жилья.

     

    Методическое пособие по разработке стратегий развития ассоциаций.

    Это пособие должно помочь руководителям и членам правлений жилищных ассоциаций, заинтересованным гражданам, местным органам власти, депутатам, представителям некоммерческих организаций и бизнеса в осуществлении практических шагов в направлении устойчивого развития как самих организаций, так и территорий, где они осуществляют свою деятельность.

         

    Энергетическая модернизация зданий в Германии. Экономия средств – Повышение качества жилой среды – Бережное отношение к окружающему миру.

    Германия в рамках Энергетической концепции 2010 г. поставила перед собой амбициозные цели в сфере энергетической и климатической политики и таким образом  дала импульс фундаментальной перестройке энергоснабжения в стране. Для успеха энергетического поворота решающую роль играет сектор зданий. Ведь около 35% конечного энергопотребления в Германии приходится именно на здания.

    ПОЛИТИКА И ПЛАНЫ

     

    Резолюция круглого стола «Коммунальное управление в городах. Роль жителей и жилищных ассоциаций».

    Круглый стол состоялся в Минске 25-26 апреля 2018 года при организационной поддержке партнеров проекта КОМГОР, Международной ассоциации менеджмента недвижимости и Министерства ЖКХ РБ. В рамках резолюции были зафиксированы рекомендации и планы для развития партнерского управления в городах и повышения роли жилищных ассоциаций в этом процессе.

    Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.

    Национальная стратегия устойчивого развития 2030 – это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех территориальных уровнях с целью равновесия между социальным, экономическим и экологобезопасным развитием страны.

        

    Немецкий кодекс устойчивого развития.

    Немецкий кодекс устойчивого развития направлен на распространении идеи устойчивого развития и повышение прозрачности и сопоставимости результатов деятельности предприятий по устойчивому развитию. Он может использоваться организациями любого объёма или юридической формы в добровольном порядке. Основываясь на 20 критериях, предприятия информируют о своих мероприятиях, касающихся экологической, социальной и экономической составляющих устойчивого развития.

        

    Немецкий кодекс устойчивости — специфическое дополнение отрасли жилищного хозяйства.

    Федеральное отраслевое объединение немецких жилищных и риэлтерских организаций вместе с Советом по вопросам устойчивого развития и Рабочей группы больших жилищных компаний разработали первое специфическое пособие по отдельной отрасли как дополнение Немецкому кодексу устойчивого развития. Таким образом маленьким и средним жилищным организациям предоставляется наглядный инструмент для подачи отчётности по устойчивому развитию. Документ содержит перевод содержания специфического дополнения.

                

    Стратегия устойчивого развития Германии 2030.

    В актуальной Стратегии устойчивого развития для Германии Федеральное правительство излагает, какие задачи вытекают из взятого на себя обязательства идти по пути устойчивого развития, какие конкретные цели оно ставит перед собой и какие шаги предпринимает для достижения данных целей. Речь идет о таких важных темах, как жизнь в достоинстве, справедливости и мире, социальная безопасность, а также возможности экономического развития индивидуума при одновременной защите наших естественных основ жизни.

    Исследования и публикации

    Руководства

    Политика и планы

    Городское планирование

    ЖКХ

    Энергетика

    Энергоэффективность

    Озеленение

    Транспорт

    Отходы

    Чистый воздух

    Чистая вода

    Воздействие на климат

    Адаптация к изменениям климата

    Социальные программы

    История и культура

    Умный город

    Партнерство и участие заинтересованных сторон

    Финансирование