РУКОВОДСТВО

Руководство «Общий Город» — это настольная книга для городских администраций и других заинтересованных сторон по привлечению общественности к совместному решению коммунальных вопросов и развитию партнерского управления в белорусских городах. Руководство разработано на основе анализа опыта партнерского управления в Беларуси с учетом лучших международных практик.

Роль и влияние общественных структур и гражданских инициатив в городском планировании и коммунальном управлении в Беларуси остаются незначительными. Добиться разумного баланса интересов всех заинтересованных сторон и их участия в создании образа желаемого будущего для местных сообществ – задачи, которые предстоит решить городам Беларуси.

Первые шаги по решению этих задач – активизировать участие граждан в решении вопросов городского развития и хозяйства, поддержать развитие общественного самоуправления и механизмы общественного контроля. Для этого, наряду с развитием законодательной базы, институциональных и административных механизмов, необходимо развитие навыков и компетенций всех заинтересованных сторон по ведению диалога и взаимному сотрудничеству.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Почему необходимо развивать партнерское управление в городах?
  • для совместного решения наиболее актуальных на местном уровне проблем жилищно-коммунального и социального обеспечения,
  • для повышения качества обслуживания населения и развития городской инфраструктуры,
  • в целях поддержки развития общественного самоуправления и механизмов общественного контроля.
  • Путем консолидации усилий различных участников жилищно-коммунальных отношений и объединения имеющихся в их распоряжении ресурсов (информационных, людских, финансовых) возможно повысить эффективность их использования в интересах достижения общих целей городского развития и благоустройства.
Кто является заинтересованными группами в процессе участия в городском развитии?
  • Местные администрации
  • Местные Советы депутатов и их комиссии
  • Общественные советы
  • Национальные органы управления (министерства, ведомства)
  • Некоммерческие негосударственные организации (общественные объединения, фонды, потребительские кооперативы, товарищества, учреждения)
  • Городские службы (государственные и негосударственные структуры)
  • Организации градостроительного планирования и проектирования
  • Товарищества собственников и их ассоциации
  • Жилищно-строительные потребительские кооперативы, организации застройщиков и их ассоциации
  • Эксперты в различных областях (строительство, окружающая среда, архитектура, социальные аспекты, транспорт и др.)
  • Общественные инициативы и группы жителей (территориальные, тематические)
  • Жители города (возрастные, социальные, гендерные, территориальные группы)
  • Бизнес и инвесторы (местные и внешние) и их ассоциации и союзы
  • Образовательные учреждения
  • Научно-исследовательские организации
  • СМИ
  • Международные и региональные объединения (в том числе объединения городов)
  • Молодежные объединения
  • КТОСы – комитеты территориального общественного самоуправления
Каковы основные принципы вовлечения общественности в принятие решений на местном и государственных уровнях?
  • Доверие: вовлечение общественности должно быть основано на доверии, подразумевающем, уважение и взаимную надежность, прозрачность организуемых процессов.
  • Прозрачность: наличие ясных и прозрачных процедур вовлечения общественности в процесс принятия решений. Четкое определение, как будут использованы результаты процесса вовлечения общественности.
  • Участие: все заинтересованные группы вовлечены в процесс. Участие доступно всем участникам, определены время и место, учтены особенности людей с ограниченными возможностями, знание языка и т.д.
  • Независимость: вовлеченные стороны должны действовать независимо, отстаивать свои позиции, если они и отличны от действия властей, с которыми они могут, несмотря на это, сотрудничать.
  • Обратная связь с участниками / подотчетность: руководители в обязательном порядке сообщают широкой общественности о принятых решениях, с описанием того, как были или почему не были учтены предложения вовлеченной общественности.
Какие бывают уровни вовлечения общественности в процесс принятия решений?
  • Информация: Открытый и свободный доступ к необходимой, полной и своевременно предоставленной информации является необходимой предпосылкой для обеспечения прозрачного и ответственного принятия решений.
  • Консультации: Темы консультаций в большинстве случаев определяются властью, которая собирает мнения экспертов (отдельных специалистов, групп граждан, общественных организаций) обобщает эти мнения и позиции, которые могут оказаться очень разными.
  • Диалог: Общий способ обсуждения вопросов органами власти и гражданского общества. Поэтому вопросы для обсуждения могут определяться обеими сторонами. Диалог — это более обширное и регулярное сотрудничество.
  • Партнерство: Партнерство предусматривает разделение ответственности с общественностью в процессе разработки или реализации решений. Оно актуально для разработки и внедрения определенных решений или проектов, в которых общественные организации могут быть привлечены к их реализации.
Что такое Руководство по гражданскому участию?

Руководство по гражданскому участию – это свод правил, которому придерживаются на основе добровольного обязательства. Руководство регулируют взаимодействие различных участников процесса вовлечения граждан в принятие решений. Цель – граждане, представители политики, администраций согласовывают свои действия и на доверительной основе определяют шаги по принятию решений. Регулируется процесс участия населения в общем: какие решения и в какой последовательности должны приниматься, определяют методы, форматы и целевые группы. Руководства возникают в ходе процесса участия, так как совместная разработка свода правил способствует их признанию и выполнению. В Германии многие города инициировали процесс по разработке Руководств (около 70 городов).

Что такое Общественное обсуждение?

Общественные обсуждения — это официальные собрания, на которых местные чиновники выявляют точку зрения и мнение граждан относительно решения или действия, которые они намереваются предпринять от имени местного исполнительно органа власти. Все стороны, участвующие в процессе общественных обсуждений, должны помнить, что эта процедура необходима для обмена информацией с местными жителями, обеспечения подотчетности и легитимизации общественных решений, а также является эффективным инструментом для разделения властных полномочий с местным сообществом. В целом общественные обсуждения должны демонстрировать искренность местных органов власти в получении комментариев граждан по вопросам местного значения.