Тарасевич Оксана Петровна

08.01.2020

В соответствии с обязательствами Республики Беларусь как Стороны РКИК ООН от 09.05.1992 (г. Нью-Йорк), ее совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в первом периоде обязательств в рамках Киотского протокола (2008-2012 гг.) должны были составить 92% от уровня 1990 г., то есть сократиться на 8 процентов.

На второй период обязательств в рамках Киотского протокола Республика Беларусь приняла на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в 2020 г. также на 8 процентов к уровню 1990 года (подпункты 1 и 3 статьи 3 Киотского протокола к РКИК ООН от 11.12.1997).

Республика Беларусь, как страна, ратифицировавшая РКИК ООН, включенная в Приложение 1 к РКИК ООН, имеет ряд обязательств в соответствии со статьей 4:

(1) разрабатывать, периодически обновлять, публиковать и предоставлять Конференции Сторон в соответствии со статьей 12 РКИК ООН национальные кадастры антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, используя сопоставимые методологии, которые будут согласованы Конференцией Сторон (пункт 1а).

Национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителей парниковых газов предполагает проведение ежегодной инвентаризации выбросов из источников и абсорбции поглотителей парниковых газов в соответствии с методологиями, разработанными Межправительственной группой экспертов по изменению климата, и предоставляется ежегодно до 15 апреля (пункты 3 и 4 решения Конференции Сторон 24/CP.19 «Пересмотр руководящих принципов РКИК ООН для представления информации о годовых кадастрах Сторон, включенных в приложение I к Конвенции» (FCCC/CP/2013/10/Add.3)).

Стороны, включенные в приложение I, которые являются сторонами Киотского протокола, также обязаны представлять дополнительную информацию, требуемую в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Киотского протокола, при представлении кадастров, подлежащих представлению в соответствии с РКИК ООН (пункт 3 а) решения 15/СМР.1 «Руководящие принципы подготовки информации, требуемой в соответствии со статьей 7 Киотского протокола» (FCCC/KP/CMP/2005/8/Add.2)).

(2) формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные и, в соответствующих случаях, региональные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата путем решения проблемы антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, и меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата (подпункт 1b);

(3) оказывать содействие и сотрудничать в разработке, применении и распространении, включая передачу технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, во всех соответствующих секторах, включая энергетику, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство и удаление отходов (подпункт 1с);

(4) оказывать содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, включая биомассу, леса и океаны и другие наземные, прибрежные и морские экосистемы, а также, в соответствующих случаях, оказывают содействие и сотрудничают в их охране и повышении их качества (подпункт 1d);

(5) сотрудничать в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата, разрабатывать и развивать соответствующие комплексные планы по водным ресурсам и сельскому хозяйству, по охране и восстановлению районов (подпункт 1e);

(6) по мере возможности учитывать связанные с изменением климата соображения при проведении своей соответствующей социальной, экономической и экологической политики и принятии мер и использовать соответствующие методы, например оценки последствий, составленные и определенные на национальном уровне, с целью свести к минимуму отрицательные последствия для экономики, здоровья общества и качества окружающей среды проектов или мер, осуществляемых ими с целью смягчения воздействия изменения климата или приспособления к нему (подпункт 1f);

(7) оказывать содействие и сотрудничать в проведении научных, технологических, технических, социально-экономических и других исследований, систематических наблюдений и создании банков данных, связанных с климатической системой и предназначенных для углубления познаний, а также уменьшения или устранения остающихся неопределенностей в отношении причин, последствий, масштабов и сроков изменения климата и в отношении экономических и социальных последствий различных стратегий реагирования (подпункт 1g).

Решением Конференции Сторон 5/СР.5 «Исследования и систематическое наблюдение» (FCCC/CP/1999/6/Add.1) были приняты Руководящие принципы для представления докладов в отношении глобальных систем наблюдения за климатом. Стороны, включенные в приложение I, обязуются представлять подробные доклады о систематическом наблюдении в соответствии с этими Руководящими принципами в связи с их национальными сообщениями (пункты 7 и 8 решения 5/СР.5).

(8) оказывать содействие и сотрудничать в полном, открытом и оперативном обмене соответствующей научной, технологической, технической, социально-экономической и юридической информацией, связанной с климатической системой и изменением климата, а также с экономическими и социальными последствиями различных стратегий реагирования (подпункт 1h);

(9) оказывать содействие и сотрудничать в области образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата и поощрять самое широкое участие в этом процессе, в том числе неправительственных организаций (подпункт 1i);

(10) в соответствии со статьей 12 направлять Конференции Сторон информацию, касающуюся осуществления (подпункт 1j).

(11) проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов (подпункт 2а);

(12) в соответствии со статьей 12 представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, указанных в подпункте 2а статьи 4, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, с тем чтобы индивидуально или совместно вернуться к уровням антропогенных выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, 1990 года (подпункт 2b).

Страна обязана представлять Конференции сторон через секретариат РКИК ООН на регулярной основе (1 раз в четыре года) Национальное сообщение (пункт 5 решения 9/СР.16 «Национальные сообщения сторон, включенных в Приложение I к Конвенции» (FCCC/CP/2010/7/Add.2)) и двухгодичный доклад (1 раз в два года) (пункт 13 раздел 2А решения 2/СР.17 «Результаты работы Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества согласно Конвенции» (FCCC/CP/2011/9/Add.1)).

Важной частью системы доступности и прозрачности в рамках РКИК ООН является рассмотрение национальных сообщений сторон, включенных в Приложение I, и докладов за двухгодичный период.

На Конференции Сторон в Лиме стороны приняли «Руководящие принципы для технического рассмотрения информации, представленной в соответствии с Конвенцией и касающейся кадастров парниковых газов, докладов за двухгодичный период и национальных сообщений сторон, включенных в Приложение I к Конвенции» (пункт 2 решения 13/CP.20 «Руководящие принципы для технического рассмотрения информации, сообщаемой согласно Конвенции в связи с кадастрами парниковых газов, двухгодичными докладами и национальными сообщениями Сторонами, включенными в приложение I к Конвенции» (FCCC/CP/2014/10/Add.3)). 

Данные руководящие принципы обеспечивают проведение технических обзоров национальных сообщений и докладов за двухгодичный период. Обзоры координируются секретариатом и проводятся международными группами экспертов по рассмотрению с целью проведения тщательной и всеобъемлющей технической оценки осуществления Конвенции сторонами, включенными в Приложение I, и в обеспечении того, чтобы Конференция Сторон располагала достаточной информацией для выполнения своих обязанностей по обзору хода осуществления Конвенции. Результаты этих обзоров отражаются в обзорных докладах, которые готовятся группой экспертов.

С учетом принятых обязательств, стратегической целью политики Республики Беларусь в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития страны при минимально возможном уровне выбросов парниковых газов, принимая во внимание институциональный, экономический, экологический и социальный аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возможности возникновения соответствующих угроз и вызовов. 

В стране создана нормативная правовая база в области регулирования воздействия на климат в целях обеспечения выполнения национальных обязательств по РКИК ООН.

20 сентября 2016 г. Республика Беларусь стала 30 стороной Парижского соглашения, принятого на 21-й сессии Конференции сторон РКИК ООН в Париже 12 декабря 2015 года и подписанного 22 апреля 2016 года (Указ Президента Республики Беларусь от 20 сентября 2016 г. № 345 «О принятии международного договора»).

В соответствии со статьей 4 каждая Сторона Парижского соглашения должна готовить, сообщать и сохранять национальный определяемый вклад в снижение выбросов парниковых газов, который она намеревается достичь, а также принимать внутренние меры по предотвращению изменения климата, чтобы достичь целей, установленных в этих вкладах.

В статье 6 Парижского соглашения предусмотрен новый международный экономический инструмент – механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития (механизм устойчивого развития). Он пришел на смену механизма чистого развития и проектов совестного осуществления, действовавших в рамках Киотского протокола. Основная черта данного механизма – возможность участия в нем всех стран-членов Парижского соглашения вне зависимости от уровня их экономического развития. Условиями участия названы добровольность, необходимость одобрения проекта, невозможность двойного учета единиц снижения выбросов.

Принципиальным отличием нового механизма от закрепленных в Киотском протоколе является отсутствие квот, то есть нет конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов парниковых газов, каждая из стран будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере. В связи с этим страны сами устанавливают свои индивидуальные цели и соответственно намерение приобретать единицы снижения выбросов.

В статье 7 Парижского соглашения закреплена глобальная цель по адаптации через укрепление адаптационных возможностей, повышение сопротивляемости и снижение уязвимости для изменений климата. Конечная цель (статья 2 Парижского соглашения) заключается в содействии устойчивому развитию и обеспечению адекватных адаптационных мер посредством:

− удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С;

− повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

− приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией развития, характеризующейся низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.

Деятельность в области адаптации должна опираться на инициативу стран, учет гендерных аспектов, широкое участие и полностью транспарентный подход, принимая во внимание уязвимые группы, общины и экосистемы, и основываться на наилучших имеющихся научных знаниях и, в соответствующих случаях, на традиционных знаниях, знаниях коренных народов и системах местных знаний и руководствоваться ими в целях интеграции адаптации надлежащим образом в соответствующие социально-экономические и природоохранные стратегии и действия (пункт 5 статьи 7).

В целях активизации действий по адаптации необходимо укреплять международное сотрудничество в этой области, в том числе в отношении:

− обмена информацией, эффективной практикой, опытом, в том числе, в отношении науки, планирования, политики и осуществления в связи с действиями по адаптации;

− укрепления институциональных механизмов, в том числе согласно РКИК ООН, для поддержки обобщения соответствующих информации и знаний и для предоставления Сторонам технической поддержки и руководящих указаний;

− углубления научных знаний о климате, включая исследования, систематическое наблюдение климатической системы и системы раннего предупреждения, таким образом, чтобы создать информационную основу для климатических услуг и оказывать поддержку процессу принятия решений;

− оказания содействия Сторонам, являющимся развивающимися странами, в выявлении эффективной адаптационной практики, адаптационных потребностей, приоритетов, предоставленной и полученной поддержки для действий и усилий по адаптации, вызовов и пробелов таким образом, который согласуется с поощрением такой практики;

− повышения эффективности и долговечности действий по адаптации (пункты 6, 7 статьи 7).

Пунктом 9 статьи 7 закреплена обязанность каждой Стороны надлежащим образом участвовать в процессах планирования и осуществления действий в области адаптации, включая разработку или укрепление соответствующих планов, политики и/или вкладов, которые могут включать:

− осуществление действий, обещаний и/или усилий по адаптации;

− процесс формулирования и осуществления национальных планов в области адаптации;

− оценку воздействий изменения климата и уязвимости в целях формулирования определяемых на национальном уровне приоритетных действий, принимая во внимание потребности наиболее уязвимых людей, мест и экосистем;

− мониторинг и оценку планов, политики, программ и действий в области адаптации и обучение на их основе;

− повышение сопротивляемости социально-экономических и экологических систем, в том числе путем диверсификации экономики и устойчивого управления природными ресурсами.

Каждая Сторона Парижского соглашения обязуется надлежащим образом представлять и периодически обновлять сообщение по вопросам адаптации, которое может включать ее приоритеты, потребности в осуществлении поддержки, планы и действия.

Сообщение по вопросам адаптации в зависимости от обстоятельств, представляется и периодически обновляется в качестве компонента другого сообщения или одновременно с другим сообщением или документами, включая национальный план в области адаптации, определяемый на национальном уровне вклад. Сообщения по вопросам адаптации регистрируются в публичном реестре, который ведется секретариатом (пункты 10-12 статьи 7).

В статье 8 Парижского соглашения выделен вопрос по потерям и ущербу. Стороны решили действовать через существующий Варшавский международный механизм по потерям и ущербу (Варшавский механизм) (ст. 8 (2)). Варшавский механизм выполняет три основные функции: (1) содействие управлению рисками; (2) укрепление связей между заинтересованными сторонами; (3) активизация действий и поддержки.

Финансовые обязательства сторон Парижского соглашения закреплены в статье 9. Предполагается, что развитые страны будут выделять финансовые ресурсы для оказания помощи развивающимся странам в их деятельности как по предотвращению изменения климата, так и по адаптации к неблагоприятным последствиям данного явления (ст. 9 (1)). Другие стороны могут предоставлять такую поддержку на добровольной основе (ст. 9 (2)). Соглашение также предусматривает, что развитые государства каждые два года должны представлять количественные и качественные данные о мобилизации средств для борьбы с изменением климата, а остальные страны-члены призваны делать это добровольно.

Еще одним механизмом в рамках Парижского соглашения выступает система обеспечения прозрачности действий, призванная укрепить взаимное доверие и способствовать эффективному осуществлению Соглашения (ст. 13 (1)). В  силу ст. 13 новая инициатива по укреплению потенциала, связанного с прозрачностью, поможет развивающимся странам выполнить требования в этой области. В рамках данного механизма сторонам необходимо сообщать не только о предпринятых действиях, но и о поддержке, которую они оказывают или получают (Парижское соглашение в ст. 9 (2) призывает стороны оказывать друг другу поддержку на добровольной основе). Так, каждая сторона обязана регулярно представлять информацию в отношении национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и информацию, необходимую для отслеживания прогресса в осуществлении и достижении определяемых на национальном уровне вкладов (ст. 13 (7)).

Статья 14 Парижского соглашения требует от Конференции Сторон периодически подводить итоги осуществления Парижского соглашения с целью оценки коллективного прогресса в достижении цели соглашения и его долгосрочных целей (глобальная инвентаризация).

Глобальный анализ проводится всеобъемлющим и стимулирующим образом с учетом мер по смягчению последствий, адаптации и средств осуществления и поддержки, а также в свете справедливости и наилучших имеющихся научных достижений. Конференция Сторон проведет первую глобальную инвентаризацию в 2023 году и каждые пять лет после этого, если не будет принято иное решение.

На 24-й конференции сторон РКИК ООН об изменении климата, прошедшей 2-14 декабря 2018 года в Катовице (Польша), был принят свод правил реализации Парижского соглашения. Конференция ввела в действие руководящие принципы практического осуществления, необходимые для отслеживания прогресса и обеспечения прозрачности мер в области климата.

Письмом от 25.09.2015 № 12-9-5/1455-вн Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь внесло в секретариат Конвенции предполагаемый национально-определяемый вклад Республики Беларусь (во исполнение статьи 4 Парижского соглашения).

В соответствии с пунктом 22 решения 1/СР.21 «Принятие Парижского соглашения» (FCCC/CP/2015/10/Add.1) внесенные обязательства являются Первым национально-определяемым вкладом Республики Беларусь. В соответствии с данным документом Беларусь к 2030 году планирует сократить выбросы парниковых газов на 28 процентов по отношению к уровню базового 1990 года.

Согласно статье 4 Парижского соглашения и пункту 31 решения 1/СР.21 (FCCC/CP/2015/10/Add.1) во Второй национально-определяемый вклад Республики Беларусь должны быть включены обязательства по увеличению абсорбции парниковых газов поглотителями, которые отсутствуют в Первом национально определяемом вкладе, и каждый последующий определяемый на национальном уровне вклад должен содержать более амбициозные обязательства относительно тех, которые указаны в текущем национально-определяемом вкладе.

Кроме того Республика Беларусь, как сторона Парижского соглашения, обязуется:

− планомерно снижать выбросы парниковых газов в атмосферу. Для этого до 2020 года необходимо разработать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику (промышленность не должна сжигать ископаемое топливо и, соответственно, выбрасывать в атмосферу парниковые газы, главным образом, диоксид углерода);

− наладить международный обмен «зелеными» технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д.

При реализации политики Республики Беларусь в области климата, в частности при дальнейшей подготовке национальных сообщений необходимо руководствоваться решением 6/СР.25 «Пересмотр руководящих принципов РКИКООН для подготовки национальных сообщений Сторон, включенных в приложение I к Конвенции» (FCCC/CP/2019/13/Add.1), согласно пункту 1 которого приняты пересмотренные «Руководящие принципы для подготовки национальных сообщений Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, часть II: Руководящие принципы РКИКООН для подготовки национальных сообщений». Пунктами 2 и 3 вышеуказанного решения закреплена обязанность Сторон использовать руководящие принципы, начиная с восьмых национальных сообщений. При этом изменена дата, установленная для представления восьмых национальных сообщений и пятых двухгодичных докладов Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, с 1 января 2022 года на дату представления РКИК ООН годового кадастра парниковых газов за 2020 кадастровый год, но не позднее 31 декабря 2022 года, с тем чтобы предоставить Сторонам возможность включить в эти доклады данные кадастров.

Таким образом, Республика Беларусь в рамках исполнения обязательств по РКИК ООН и реализации Парижского соглашения, планирует мероприятия, направленные на стабилизацию выбросов и увеличение стоков парниковых газов в период роста экономики. Весьма важными в этой связи являются следующие меры:

1. Разработка и внедрение мер по сокращению выбросов парниковых газов, а также мер по улучшению качества поглотителей и накопителей парниковых газов.

В Беларуси, где леса занимают около 40 % территории, исключительное значение имеет потенциал увеличения поглощения диоксида углерода из атмосферы лесными экосистемами. Республика Беларусь, в соответствии с запланированными мероприятиями по реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, с 2015 по 2030 годы будет проводить экологическую реабилитацию не менее 10 тысяч гектаров нарушенных болот. До 1 января 2030 года, в соответствии с Национальной стратегией развития системы особо охраняемых природных территорий, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 649 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий», усилия будут направлены на дальнейшее сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечение экологического равновесия природных систем и устойчивого использования особо охраняемых природных территорий площадью не менее 8,6% от территории страны.

2. Разработка и внедрение мер по адаптации к изменениям климата.

На сегодняшний день в рамках ГНТП «Управление лесами и рациональное лесопользование», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2006 г. № 5 «Об утверждении перечня государственных научно-технических программ на 2006-2010 годы и на период до 2015 года», разработана Стратегия адаптации лесного хозяйства к изменению климата до 2050 г., запланирована на 2020 год и ведется работа по подготовке программных документов: плана мероприятий по адаптации лесного хозяйства к изменению климата до 2030 г., плана мероприятий по адаптации сельского хозяйства к изменению климата до 2030 г. (в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016-2020, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 205).

3. Совершенствование системы инвентаризации парниковых газов.

В настоящее время инвентаризация парниковых газов осуществляется в рамках выполнения работ по составлению Государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (ведется в целях исполнения обязательств Республики Беларусь по РКИК ООН).

Основными документами, регулирующими проведение инвентаризации и подготовку кадастров парниковых газов в Республике Беларусь, являются:

− постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов», которое определяет порядок ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Ведение государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов поручено Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

− постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2006 г. № 585 «Об утверждении Положения о национальной системе инвентаризации парниковых газов», которое определяет порядок организации и функционирования Национальной системы инвентаризации парниковых газов и распространяется на перечень парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, по веществам, разрушающим озоновый слой;

− приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 417 «О центре инвентаризации парниковых газов», на основании которого республиканское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология» (подведомственная организация Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь) определено Центром по проведению инвентаризации парниковых газов, ведению кадастров парниковых газов и подготовке национальных сообщений для Секретариата РКИК ООН. В соответствии со своими полномочиями РУП «Бел НИЦ «Экология» готовит запросы о предоставлении необходимой информации по установленной форме, которые, в свою очередь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь направляет в соответствующие республиканские органы государственного управления и иные организации. На основании полученных данных РУП «Бел НИЦ «Экология» разрабатывает ежегодный кадастр парниковых газов и другие документы, необходимые для предоставления в Секретариат РКИК ООН.

4. Определение национального вклада, его корректировка, пересмотр на национальном уровне каждые 5 лет.

5. Помощь развивающимся странам, главным образом, в сфере просвещения, образования, поднятия потенциала, в области научных исследований и разработок по проблематике климатических изменений.

В качестве механизма обеспечения выполнения обязательств Республики Беларусь до 2030 г. в рамках Парижского соглашения предполагается реализовать следующие основные меры: 

– до 2020 года Республика Беларусь рассмотрит вопрос об учете выбросов и стоков парниковых газов в секторе «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство»;

– к 2030 году лесистость территории страны увеличится до 41 % и будет проведена экологическая реабилитация не менее 10 тысяч гектаров нарушенных болот; 

– в 2020-2030 годах будут сохраняться естественные экологические системы, биологическое и ландшафтное разнообразие, обеспечиваться экологическое равновесие природных систем и устойчивое использование особо охраняемых территорий площадью не менее 8,8 % от территории страны; 

– в 2016-2020 годах будут сформированы законодательные основы новой национальной политики в области изменения климата и разработаны программы развития основных видов экономической деятельности на 2020-2030 годы, регулирующие и стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов; 

– в 2016-2020 годах будут сформированы законодательные и институциональные основы в области адаптации к изменению климата и разработаны механизмы сбора и передачи информации, быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, учета текущих и будущих рисков, связанных с изменениями климата, включения мероприятий по адаптации в отраслевые программы и программы социально-экономического развития страны; 

– в 2017-2030 годах будут разработаны программы мер по адаптационным действиям и практикам при рекреационной и оздоровительной деятельности, территориальном развитии, планировании транспортной инфраструктуры, разработке градостроительных проектов общего, специального и детального планирования.

В целом, национальная политика и меры в области изменения климата разрабатываются и осуществляются по следующим основным направлениям:

− нормативно-правовые акты и целенаправленные мероприятия, в том числе, (а) устанавливающие национальные цели по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и обеспечивающие их выполнение; (б) определяющие порядок выполнения национальных обязательств по РКИК ООН, Киотскому протоколу и Парижскому соглашению; 

− государственные (национальные) программы, в том числе программы социально-экономического развития, предусматривающие комплекс мер по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, защите и повышению качества поглотителей и накопителей парниковых газов; 

− государственные (национальные) программы и мероприятия, реализация которых способствует снижению выбросов или повышению абсорбции парниковых газов;

− ведомственные и отраслевые программы и мероприятия, прямо или косвенно обеспечивающие снижение антропогенных выбросов и повышение абсорбции парниковых газов.