Координатор проекта Clima East: «Поддержка действий, направленных на смягчение воздействия на изменение климата и адаптацию к последствиям изменения климата в странах Восточного Партнерства и России» в Республике Беларусь
Тарасевич Оксана Петровна
08.02.2017
Основная цель эффективной климатической политики государства – выработка и реализация стратегии перевода экономики на путь устойчивого низкоуглеродного развития с целью снижения антропогенной нагрузки на климатическую систему, смягчения климатических изменений и адаптации к тем изменениям климата, которые носят необратимый характер.
Целевые долгосрочные ориентиры, на которых основывается климатическая политика до 2020 года, определены в Директиве Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14.06.2007, Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь (указ Президента Республики Беларусь от 17.09.2007 № 433), Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1180), национальных и секторальных программах модернизации и развития на период до 2020 года, перечень которых представлен в Шестом национальном сообщении (2015 год), включая Государственную программу мер по смягчению последствий изменения климата на 2013–2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2013 № 510). Таким образом, в настоящее время и до конца 2020 года в Республике Беларусь действует целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную юридическую силу и содержащих политику и меры с целевыми показателями сокращения энергоемкости и углеродоемкости национальной экономики.
Основным ориентиром на период 2020-2030 годы является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, одобренная в феврале 2015 года Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, в которой должное внимание уделяется принципам развития, основанным на низкоуглеродной экономике, и целевыми показателями на 2030 год являются снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) не менее, чем на 35 процентов по сравнению с 2015 годом, рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды до 2-3 процентов к ВВП.
В период с момента вступления в силу РКИК и КП (первого периода обязательств) и до настоящего времени в целях имплементации международных соглашений в Беларуси был принят целый ряд нормативных правовых актов, определяющих политику и меры по сокращению выбросов ПГ и их абсорбции.
20 сентября 2016 года Беларусь стала 30 стороной Парижского соглашения, принятого на 21-й сессии Конференции сторон рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в Париже 12 декабря 2015 года и подписанного 22 апреля 2016 года. В соответствии с данным документом Беларусь к 2030 году планирует сократить выбросы парниковых газов на 28% по сравнению с 1990-м.
Парижское соглашение направлено на реализацию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» и предусматривает поддержку экологической целостности, развитие возобновляемых источников энергии, «зеленой» экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к климатическим изменениям.
Согласно Парижскому соглашению все страны, включая Беларусь, смогут после его вступления в силу иметь доступ к экономическим механизмам, обеспечивающим стимулирование мероприятий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями, в том числе проекты, связанные с лесами, а также на мероприятия по адаптации к изменению климата в сельском и лесном хозяйстве.
По сравнению с другими странами преимуществом Беларуси является более высокий адаптационный потенциал страны, который обеспечивают высокая лесистость территории, наличие значительных водных ресурсов, а также существенная доля болот и особо охраняемых природных территорий.
Основной целью Республики Беларусь в рамках Парижского соглашения является усиление политики Беларуси в области возобновляемых источников энергии, внедрение низкоуглеродных и безуглеродных технологий, исключающих использование высокоуглеродных видов топлива, таких как мазут, торф, уголь, внедрение биогазовых установок на всех крупных комплексах по выращиванию крупного рогатого скота, свинокомплексах, птицефабриках, внедрение комплексных систем использования энергии биогаза, солнца, ветра для агрогородков, введение углеродного налога и формирование национального углеродного рынка, увеличение использования электротранспорта и вывод из эксплуатации бензиновых и дизельных автомобилей низких экологических классов.
Указанные меры позволят стране сократить выбросы парниковых газов, а также выполнить свои обязательства в рамках Парижского соглашения. Кроме того, указанные меры позволят привлекать климатические финансовые ресурсы (гранты, кредитные средства) и существенно интенсифицировать белорусскую экономику.
Учитывая изложенное, сценарий низкоуглеродного развития для Республики Беларусь предполагает не только наличие стратегии и плана мер по стимулированию низкоуглеродного развития, но и эффективной их реализации в ключевых секторах экономики (таких как энергетика, транспорт, ЖКХ, промышленность).
Координатор проекта Clima East: «Поддержка действий, направленных на смягчение воздействия на изменение климата и адаптацию к последствиям изменения климата в странах Восточного Партнерства и России» в Республике Беларусь, Тарасевич Оксана Петровна, 08.02.2017
Ссылка на описание проекта: euprojects.by/ru/projects/Green-Economy-Environment-and-Sustainable-development/Clima%20East%20Project%3A%20Support%20to%20Climate%20Change%20Mitigation%20and%20Adaptation%20in%20Russia%20and%20Eastern%20Partnership%20Countries/